МоскваСанкт-Петербург

Rogallo Kite Festival (USA)

Фестиваль воздушных змеев Rogallo Kite Festival проводится с 1983 года в первый уикенд июня в парке Jockey’s Ridge State Park городка Нагс Хед (штат Северная Каролина). Этот парк хорошо известен и другим кайт-ивентом Fly Into Spring and Easter Eggstravaganza, организуемым в начале апреля каждого года также клубом Kitty Hawk Kites. Rogallo Kite Festival посвящен и назван в честь легендарного авиационного инженера и изобретателя гибкого крыла – Фрэнсиса Рогалло (англ. Francis Rogallo).

С самого детства Фрэнсис Рогалло мечтал быть пилотом, но курсы пилотов стоили очень дорого, и когда Фрэнсис повзрослел, он решил пойти в армию. Военная карьера его не привлекала, но он страстно хотел летать. Однако ему не удалось пройти медкомиссию и тогда молодой человек поступил в Стэнфорд, чтобы стать авиационным инженером.

Francis Rogallo   Francis Rogallo

После окончания университета в 1935 году Фрэнсис начал работать в Национальном комитете по аэронавтике в Лэнгли (NACA, предшественник NASA) и стал заниматься совершенствованием конструкции летательных аппаратов. Через несколько лет Рогалло разработал щелевые закрылки, и компания Piper Aircraft пригласила его помочь с их установкой на самолеты. В компании ему дали несколько уроков пилотирования, но в день, на который был назначен его первый самостоятельный полет, судьба вновь нарушила его планы. Самолет, на котором Рогалло должен был лететь, по пути на аэродром загорелся в воздухе и разбился.

Francis Rogallo   Francis Rogallo

После окончания Второй мировой войны Фрэнсис увлекся улучшением аэродинамики воздушных змеев. Как позднее вспоминал один из его коллег, однажды он сказал пророческую фразу: «Когда-нибудь змеи станут достаточно большими, чтобы поднять в воздух человека». Начальство не одобряло этих занятий, но Рогалло построил аэродинамическую трубу у себя дома и стал изучать конструкцию парусов, задаваясь вопросом, можно ли превратить их в крылья. Модели, сделанные из ситцевых занавесок, он опробовал на побережье Чесапикского залива.

Вскоре он и его жена (и коллега) Гертруда поняли, что такое крыло не требует каркаса и может поддерживать свою форму только за счет набегающего потока воздуха. В 1948 году они подали заявку на патент гибкого крыла (который получили в 1951 году). Увы, ни публика, ни компании не проявили интереса к новой схеме крыла, и к 1957 году Рогалло продали всего 7000 игрушечных змеев.

Francis Rogallo   Francis Rogallo   Francis Rogallo

Все изменилось 4 октября 1957 года с запуском первого советского спутника. Схема Рогалло позволяла упаковывать крыло в очень малый объем и отлично подходила для возвращаемых космических аппаратов. В NASA развернулись полномасштабные эксперименты. В 1961 году о крыле Рогалло написали в журнале Popular Mechanics, сопроводив статью примечанием: «Не пробуйте это самостоятельно!». К счастью, один из читателей, инженер Том Перселл, пренебрег советом и соорудил то, что сегодня называется дельтапланом: аппарат с гибким 5-метровым крылом, алюминиевым каркасом и креслом для пилота. Вскоре он встретился с Рогалло, и изобретатель был поражен, насколько точно Перселл повторил конструкцию с журнальных страниц. А в 1965 году 53-летний Фрэнсис Рогалло впервые поднялся в воздух на летательном аппарате, созданном по его собственной схеме и конструкции Перселла, буксируемом лодкой. Путь к мечте занял 47 лет.

Ассоциация парапланеризма и дельтапланеризма США (United States Hang Gliding and Paragliding Association), члены которой именуются не иначе как «Рогалло», проводят регулярные тренировки и обучающие курсы в Jockey’s Ridge State Park – парке, где в 80-е годы прошлого столетия летал на своем дельтаплане сам Фрэнсис Рогалло.

В статье использованы материалы журнала «Популярная Механика».