МоскваСанкт-Петербург

Basant Mela Lahore (Pakistan)

Фестиваль, о котором пойдет речь, без преувеличения можно назвать уникальным событием не только для Южной Азии, но и для всего мира в целом. Пожалуй, нет второго такого региона, где бы воздушный змей был бы столь значим с исторической, религиозной, политической, национальной, экономической и культурной точек зрения. Итак, все по порядку.

Basant Mela – фестиваль Весны, появившийся еще во времена империи Великих Моголов (середина 16 века), широко отмечается и по сегодняшний день на территории Индии, Пакистана и ряда других стран Южной Азии. В Пакистане центром празднования является Lahore – столица штата Punjab, второй по величине город страны, промышленный, культурный и транспортный центр. В переводе с хинди basant означает «желтый», а mela – «собрание». К середине февраля – началу празднования Basant Mela, расцветает горчица, и крестьянские поля выглядят бескрайними желтыми коврами, уходящими далеко за горизонт. Желтый цвет преобладает не только в сельской местности, но и в городах, т.к., встречая весну, люди надевают желтую одежду, готовят праздничную еду, украшают улицы и дома, используя множество оттенков желтого. Обязательная часть праздника – запуск воздушных змеев с крыш домов, которые, надо сказать, играют значимую роль в повседневной жизни городских жителей. В теплое время года пакистанцы собираются в кругу семьи, готовят еду и даже спят на крышах.

Basant Mela Lahore

Исторически повелось, что запуск воздушных змеев носит соревновательный характер: задача заключается в том, чтобы сбить кайт соперника. Cделать это возможно двумя способами: либо повредить кайт противника, либо обрезать его стропу своей. Для того чтобы стропа была достаточно острой, при ее изготовлении используется толченое стекло. В прошлом для основы стропы брали хлопковую нить, окрашивали ее натуральными красителями и обмазывали рисовым клеем. В наше время используются синтетические нити, красители и клеи. Одно осталось неизменным – толченое стекло, которое может наносить и наносит непоправимый урон не только воздушным змеям, но и животным, и людям.

Во время Basant Mela гибло большое количество птиц, которых стропы кайтов просто срезали на лету. Ежегодно порядка тысячи человек становились жертвами фестиваля, причем по большей части дети: они либо падали с крыш, либо попадали «под лезвия» строп. Культура пилотирования и безопасности были на ужасающе низком уровне, многие «горе-пилоты» во время соревнований использовали электрические дрели для намотки строп на бобину, а некоторые даже привязывали стропу с воздушным змеем к мопеду и разъезжали так по городу.

Долгие годы правительство штата Punjab лишь наблюдало за происходящим, не находя способа разрешить эти проблемы. И только в 2008 году Верховный суд принял закон, запрещающий запуск воздушных змеев. Помимо классической аргументации «по многочисленным просьбам трудящихся», кайты попали еще под ряд «статей».

Basant Mela Lahore

Ведь до раздела Индии на Республику Индия и Пакистан (1947) Lahore, как и весь Punjab, были территорией Индии. Тогда подавляющее большинство индусов и сикхов покинули Lahore. Их место заняли мусульмане и мухаджиры. Для них традиция соревнований на воздушных змеях была чуждой, поскольку в исламе вообще нет ничего, связанного с воздушными змеями. Масла в огонь подлила экстремистская мусульманская партия Jamaat-e-Islami, которая заявила, что ближайший фестиваль будет проведен в честь члена их партии Haqiqat Rai, который был осужден и казнен за осквернение пророка Мухаммеда.

У противников запрета свои аргументы. Во-первых, соревнования на воздушных змеях во время проведения Basant Mela настолько укоренились в сознании пакистанцев, что они воспринимают эту традицию уже как свою родную и как неотъемлемую часть всего праздника в целом. Во-вторых, они напоминают, что сам духовный отец Пакистана Allama Mohammad Iqbal запускал воздушных змеев и очень любил Basant Mela. В-третьих, только в одном Lahore в индустрию производства и продажи кайтов вовлечено около 25 000 семей, которые теперь остались без работы. В-четвертых, остро встала проблема свободного времени детей. У них «отняли» любимое хобби и спорт, не предложив ничего взамен. Противники запрета не отрицают того, что сложившаяся ситуация со смертностью требует срочного вмешательства. Но ведь известно, что одними запретительными мерами ничего не решается. Необходимо искать компромисс, вести разъяснительную работу, прививать культуру пилотирования, наладить обучение правилам безопасности и т.п.

На сегодняшний день оппоненты так и находятся по разные стороны баррикад. Законом по-прежнему запрещено запускать воздушные змеи в дни празднования Basant Mela в таких крупных городах, как Lahore, Kasur и Rawalpindi, но разрешено это делать, к примеру, в Karachi – одном из крупнейших городов мира, т.к. исторически здесь кайты запускают в парках и на пляжах Аравийского моря, а не с крыш домов. А поклонники кайтов, несмотря на страх перед арестом, все равно устраивают состязания, прячась во дворах своих домов. При появлении полиции они обрезают стропы и возвращаются к домашним заботам. Остается только надеяться, что здравый смысл все-таки восторжествует, компромисс будет найден и воздушные змеи легально вернутся в небо Пакистана.

Словарь. Patang или gudday – воздушный змей для состязаний, dor – абразивная стропа.