Rogallo Kite Festival (USA)

Фестиваль воздушных змеев Rogallo Kite Festival проводится с 1983 года в первый уикенд июня в парке Jockey’s Ridge State Park городка Нагс Хед (штат Северная Каролина).

Этот парк хорошо известен и другим кайт-ивентом Fly Into Spring and Easter Eggstravaganza, организуемым в начале апреля каждого года также клубом Kitty Hawk Kites. Rogallo Kite Festival посвящен и назван в честь легендарного авиационного инженера и изобретателя гибкого крыла — Фрэнсиса Рогалло (англ. Francis Rogallo).

С самого детства Фрэнсис Рогалло мечтал быть пилотом, но курсы пилотов стоили очень дорого, и когда Фрэнсис повзрослел, он решил пойти в армию. Военная карьера его не привлекала, но он страстно хотел летать. Однако ему не удалось пройти медкомиссию и тогда молодой человек поступил в Стэнфорд, чтобы стать авиационным инженером.

Фрэнсис Рогалло (англ. Francis Rogallo)
Фрэнсис Рогалло (англ. Francis Rogallo)

После окончания университета в 1935 году Фрэнсис начал работать в Национальном комитете по аэронавтике в Лэнгли (NACA, предшественник NASA) и стал заниматься совершенствованием конструкции летательных аппаратов. Через несколько лет Рогалло разработал щелевые закрылки, и компания Piper Aircraft пригласила его помочь с их установкой на самолеты. В компании ему дали несколько уроков пилотирования, но в день, на который был назначен его первый самостоятельный полет, судьба вновь нарушила его планы. Самолет, на котором Рогалло должен был лететь, по пути на аэродром загорелся в воздухе и разбился.

Фрэнсис Рогалло (англ. Francis Rogallo)
Фрэнсис Рогалло (англ. Francis Rogallo)

После окончания Второй мировой войны Фрэнсис увлекся улучшением аэродинамики воздушных змеев. Как позднее вспоминал один из его коллег, однажды он сказал пророческую фразу: «Когда-нибудь змеи станут достаточно большими, чтобы поднять в воздух человека». Начальство не одобряло этих занятий, но Рогалло построил аэродинамическую трубу у себя дома и стал изучать конструкцию парусов, задаваясь вопросом, можно ли превратить их в крылья. Модели, сделанные из ситцевых занавесок, он опробовал на побережье Чесапикского залива.

Вскоре он и его жена (и коллега) Гертруда поняли, что такое крыло не требует каркаса и может поддерживать свою форму только за счет набегающего потока воздуха. В 1948 году они подали заявку на патент гибкого крыла (который получили в 1951 году). Увы, ни публика, ни компании не проявили интереса к новой схеме крыла, и к 1957 году Рогалло продали всего 7000 игрушечных змеев.

Гертруда и Фрэнсис Рогалло
Гибкое крыло Фрэнсиса Рогалло
Фрэнсис Рогалло (англ. Francis Rogallo)

Все изменилось 4 октября 1957 года с запуском первого советского спутника. Схема Рогалло позволяла упаковывать крыло в очень малый объем и отлично подходила для возвращаемых космических аппаратов. В NASA развернулись полномасштабные эксперименты. В 1961 году о крыле Рогалло написали в журнале Popular Mechanics, сопроводив статью примечанием: «Не пробуйте это самостоятельно!». К счастью, один из читателей, инженер Том Перселл, пренебрег советом и соорудил то, что сегодня называется дельтапланом: аппарат с гибким 5-метровым крылом, алюминиевым каркасом и креслом для пилота. Вскоре он встретился с Рогалло, и изобретатель был поражен, насколько точно Перселл повторил конструкцию с журнальных страниц. А в 1965 году 53-летний Фрэнсис Рогалло впервые поднялся в воздух на летательном аппарате, созданном по его собственной схеме и конструкции Перселла, буксируемом лодкой. Путь к мечте занял 47 лет.

Ассоциация парапланеризма и дельтапланеризма США (United States Hang Gliding and Paragliding Association), члены которой именуются не иначе как «Рогалло» проводят регулярные тренировки и обучающие курсы в Jockey’s Ridge State Park — парке, где в 80-е годы прошлого столетия летал на своем дельтаплане сам Фрэнсис Рогалло.

В статье использованы материалы журнала «Популярная Механика»